Для души

Чем хороший учитель отличается от плохого? Притча.

Родители выбрали для сына лучшего учителя.
Утром дед повел внука в школу.
Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик! - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
- Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросила деда:
- Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

 

Если путь педагога Бог тебе указал,
Это значит, что строго Бог тебя наказал.
Наказал воздержаньем от коварства и лжи
Ты теперь наказаньем, как святым дорожи.
Он лишил тебя права быть хоть чуточку злым,
Так гордись же во славу наказаньем своим.
Быть душой некрасивым Бог тебе запретил
Наказаньем счастливым Бог тебя наградил!

14 признаков того, что вы учитель


1. Вы несёте из дома всё, что может вам пригодиться на рабочем месте.

2. Вы приносите в дом массу бесполезного с точки зрения нормальных людей, ваших родных и близких, которые с опасением наблюдают за тем, как неотвратимо растёт гора макулатуры в вашей квартире.

3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами, хотя и не числится в штате. Работают, тихо жалея вас, а иные — проклиная школу. Участь вашего ребёнка — ждать. У кабинета, учительской, дома, ждать терпеливо и молча.

4. Люди, далёкие от образования, не понимают, когда вы говорите о своих 30 детях и 45 родителях.

5. Каждая неформальная встреча с коллегами неизбежно перерастает в мини-педсовет, несмотря на то, что вы всё время клянетесь о школе не говорить.

6. Чужих денег в вашей сумочке всегда больше, чем своих.

7. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему уроку.

8. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек, выбросить которые вам не позволяет совесть — подарки же.

9. С вами здоровается половина района и эта же половина оценивает — как вы, где вы и с кем вы?

10. Вы умеете красить, клеить, забивать гвозди, чинить мебель, работать до утра, уговаривать, прощать, ходить на работу больным и входить в чьё-то положение.

11. Вы не умеете: толково отдыхать, говорить «нет» администрации, проходить мимо книжных прилавков.

12. В вашей жизни в пять раз больше поводов для празднования, чем у других, — начало учебного года, начало четверти, конец четверти — и в пять раз больше поводов для головной боли — начало учебного года, начало четверти, конец четверти.

13. Покупая сумочку, вы прежде всего смотрите не на её дизайн, а на её вместимость, чтобы туда вмещалось как можно больше тетрадей!

14. Вы никак не можете определиться с 1 сентября — принимать вам поздравления или соболезнования.

                                  СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

 

    Каждый человек в нашей стране переступает порог школы. Школа дает человеку все то, без чего нельзя жить на свете. За партой начинаются надежды, радость и тревоги ее учеников. Они понесут в жизнь и все то, чему научила их школа и то, в чем она промахнулась, тоже.

Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью. Благородство учителя непременно отзовется в сердцах его учеников.

Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь проявляют ученики очень часто именно к мастерам своего дела. Это обязывает учителя держаться на уровне современной науки. Путь учителя – всегда вперед, остановившегося непременно обгонит время – и молодость – самый точный хронометр века – сразу засечет отставание. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый. Есть службы, которые заставляют человека подниматься над своими слабостями. Избравший профессию учителя, сам себя назначает на такую службу.

Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Еще трудней научить их учиться – впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни. А ведь открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире.

Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Все что бурлит вокруг, хлынуло в классы. Жизнь современного ученика не менее динамична, чем жизнь общества. Успешно идут процессы компьютеризации, технологизации школы, которые несомненно помогают учителю развивать интеллект школьников, но не будят его душу. Украинский философ Сковорода заметил: «Душа – это то, что делает траву травой, деревья – деревьями, а человека – человеком. Без нее трава – сено, деревья – просто дрова, а человек – труп».

Человек, лишенный человечности – носитель зла. Поэтому сейчас больше, чем когда бы то ни было учителей волнует духовно-нравственный мир ребенка. Предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, научить управлять своим внутренним миром, помочь успешно войти в социум не менее важная задача школы. Одностороннее развитие интеллекта человека не дает оснований надеется на то, что его деятельность будет направлена на служение обществу. Для этого необходим внутренний этический кодекс. Воспитание человека состоит из воспитания интеллекта его и души.

Учитель творит превращение ребенка в гражданина. Творит постепенно, терпеливо. А как это трудно – направлять детей, не знающих ни цены времени, ни цены своему здоровью, ни цены бесчисленным жертвам, принесенным ради счастья. Но учительское сердце никогда не теряет веры в возможности ребенка и в свои возможности наставить его на путь истинный.

Профессия учителя трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!

Учителям начальных классов

 

От первого за партой часа,

В канун ребячьих одиссей,

Учителя начальных классов

Кладут начало жизни всей.  

 

  

Нам по судьбе идти вьюнками,

Не зная будущих времен,

И навык быть учениками

В четыре класса умещен.

  

От образцов чистописанья –

С любым характером в ладу

Привычка добрая к старанью

И ежедневному труду,

  

От исправления ошибок –

Почин работы над собой;

И всякий раз летит «спасибо»,

Где у доски – учитель мой.

  

Его копеечною мздою

Достойно здравствовать нельзя;

Не заросла бы лебедою

Неблагодарная стезя,

  

Но в мерном четвертей круженьи,

Умом, и сердцем, и душой

Он – кормчий верного движенья

Из милой сказки – в путь большой.

  

И станут научаться детки,

Как просто – жить, друзей любя,

Как – просто жить, свои отметки

Не примеряя на себя.

  

От первого за партой часа,

От первой буквы, от нуля

Учителя начальных классов –

Всех наших лет учителя!

 

Семён Хмелевской

 

...И вот звонок,
Пустеет быстро школьный дом.
В звенящей тишине
Последние шаги.
Но в тихом классе все сидишь ты за столом,
И вновь перед тобой твои ученики.

 


И в тишине ты думаешь о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет...


А завтра снова день придет,
И школьный радостный народ
Наполнит шумом этажи
И в вихре жизни закружит!


Когда-то сам на третьей парте у стены
О будущем мечтал и взрослым стать спешил
Уже тогда ты быть учителем решил,
Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.


И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд...


В твоих руках судьба страны, судьба земли,
Твоих учеников исполнятся мечты.
Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,
Жизнь детям посвятить, как это сделал ты...


И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд...


Сергей Владимирский

Труд педагога есть страна мудрого и вечного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы.

Размышляя об этом, вспоминается «Притча об учителе и учениках».



Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.

Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.
Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.
Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал:
 «Через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.
Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.
-Где плоды твоего труда? - спросил учитель.
-Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.
-Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать. И у второго ученика не было растения.
 -Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно.
-Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.
И третий ученик оказался нерадивым.
-Прошу прощения, учитель, посеял я семя , но забыл прорастить.
-Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.
И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:
-Забыл я, учитель, посеять семя.
 -Запомни: что посеешь, то и пожнешь.
И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.
-«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.
Вид шестого ученика был печальным.
-Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.
-Запомни, ничто не может жить без питания.
И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.
-«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю.
-Береги впредь свое чадо от дурного глаза.
Нечем было хвастаться и восьмому ученику.
-Послушался я, учитель, чужих советов.
-Не слушай тех, кто не знает.
Не мог похвастаться и девятый ученик.
-Учитель, слишком поздно я поселял семя.
-Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.
У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.
-Забыл я удобрить землю, учитель.
-«Не жди плодов без плодородной почвы»,- наставлял учитель.
Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.
-Учитель, я выполнил все твои советы.
-Ты хороший ученик, я горжусь тобой.
Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.
-О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.
Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе!

                 Гимн Учителю  

Есть на земле профессия, призванье,
Точка отсчета всех профессий на земле.
Учителем зовем мы человека,
Который свет познанья нам открыл


Учитель тот, кто озарил наш разум:
К решению немыслимых задач.
Учитель тот, кто одарил уменьем
Нас отличать добро от зла, творить, писать.

Учитель тот, кто научил бороться:
За жизнь, за право и за благо всем.
Учитель тот, кто научил стараться
Не отступать ни перед чем.

Учитель тот, кто обучил науке:
Чтобы о космосе мы все могли мечтать
Учитель тот, кто обучил разлуке:
Тому, чего пером легко не описать.

Учитель тот, кто научил любить,
Ценить, беречь, стремиться к совершенству.
Учитель тот, кто так привык любить,
Ценить, беречь, но не стремится он к блаженству.

Мы все- ученики, Учителей- немного,
Мы помнить их и уважать должны,
И посвящать свои победы тем,
Кто нам в огромный мир открыл дорогу.
Притча Интервью с Богом.zip
Compressed Archive in ZIP Format 4.1 MB

Обида в душу ложится камнем

(притча)

Ученик попросил учителя:
- Вы всегда в хорошем настроении, никогда не злитесь. Помогите мне быть таким же.
Учитель велел на это принести прозрачный пакет и картошку.
- Когда на кого-нибудь разозлишься, - сказал он, - то возьми одну картофелину и положи ее в пакет.
- И это все? – с недоумением спросил ученик.
- Нет, - ответил учитель. – Ты должен всегда носить пакет с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился несколькими картофелинами и заметно потяжелел. Стало неудобно носить его с собой. К тому же первая картофелина начала портиться и плохо пахнуть.
Ученик пришел к учителю и сказал:
- Все это уже просто невозможно вынести. Предложите что-нибудь другое.
Тогда учитель пояснил:
- То же самое происходит у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, то там появляется тяжелый камень. Просто ты его поначалу не замечаешь. Потом камней становится больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в пороки, отдающие зловонием. Я дал тебе возможность понаблюдать за этим процессом со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе еще один камень в душе.